Музейный проект «Память для поколений храним»
посвященный 80- летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков
ПАТРОНЧИК Тимофей Кириллович (05.10.1919 г.р, Белорусская ССР, Могилевская обл., Круглянский р-н, д. Костюковичи)
Награды: орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Сталинграда».
Его фронтовые пути-дороги пролегли от Киева до Будапешта, через всю войну.
Родился Тимофей Кириллович в деревне Костюковичи в многодетной крестьянской семье. Окончил Тетеринскую семилетку и еще три года, чтоб получить среднее образование, ходил в неблизкий путь в деревню Круча. Родители поддерживали тягу к знаниям младшего из троих сыновей, втайне надеясь, что в колхозе появится свой специалист. Но выслушав решение Тимофея стать военным, не стали возражать, хотя и непонятным было для потомственных хлеборобов это его желание.
Когда парня провожали на учебу в Горьковское училище зенитной артиллерии, перед родными и односельчанами Тимофей вдруг сказал: «Ну, ждите меня лет через семь». Конечно, тогда эти слова восприняли как шутку, но они оказались пророческими.
Учился хорошо, с охотой. Даже получил прозвище: «Первый». Именно такую подпись сделал кто-то из курсантов под его снимком на Доске почета училища.
Так как в воздухе уже пахло войной, курсантов в мае 1941-го выпускали досрочно. И вот в звании лейтенанта Т.К. Патрончика направили в одну из воинских частей, что дислоцировалась на Украине. А однажды на рассвете всех подняли по тревоге… Война! Быстро погрузили артиллерию – и в дорогу.
Видели разрушенные вражескими бомбами города и села. Толпы беженцев. С особой болью оставляли Киев в руинах. А первое боевое крещение приняли под Кривым Рогом, где прикрывали от фашистской авиации переправу через Днепр…
Среди многих его военных наград особенно была дорога Тимофею Кирилловичу первая – медаль «За оборону Сталинграда». Ему действительно пришлось быть участником той известной великой битвы. Вспоминал, что от черного дыма и пепла казалось, будто в аду побывали. А от грохота залпов – будто бы стонала земля. Тогда не только с авиацией, но и с вражескими танками пришлось повоевать зенитчикам, прикрывая путь пехоте. Но каждый залп врага в ответ мог стать и для наших бойцов роковым…
Много их тогда полегло. Были невосполнимые утраты и у зенитной батареи. Разные по национальности воины, они стали во время тяжелых испытаний близкими, словно одна семья.
«Прошел огонь Сталинграда, затем прошел и воду», – говорил Тимофей Кириллович. А это тогда, когда под его командованием устанавливали артиллерию прямо на корабле, прикрывая водный путь по Волге…
Он был там, куда направят. И так через всю войну. И вот снова артиллерия на Украине. Шел великий освободительный поход Красной Армии. Дальнейшие фронтовые пути-дороги Патрончика пролегли через Венгрию. А День Победы встречал в Будапеште. Отсалютовала в честь знаменательного события и батарея, которой он командовал…
Когда демобилизовался, сразу поехал на родину. Мать со слезами на глазах кинулась обнимать, приговаривая: «Хоть один из сыновей вернулся». Именно тогда узнал Тимофей, что старший его брат, Пётр, пропал без вести под Бердичевом, на Украине, примерно в то время, когда и он сам освобождал тот город. Средний же, Егор, погиб в битве под Москвой…
После войны Тимофей Кириллович окончил заочно пединститут, преподавал математику и военное дело в Тетеринской и Шепелевичской школах. С 1954 года по 67-й – на партийной работе, заведовал отделом пропаганды. Потом до пенсии был председателем райкома профсоюза работников АПК.
И еще 15 лет после пенсии трудился на разных работах. Он всегда любил повторять, что труд – источник всего на земле. Причем, был Тимофей Кириллович активистом районной ветеранской организации, всегда желанным гостем у школьников, допризывной молодежи.
Было ему о чем рассказать, чем поделиться. А о его боевой доблести красноречиво говорили награды на праздничном пиджаке: орден Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За взятие Будапешта» и многие другие.