ПАМЯТЬ И БОЛЬ БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛИ

Великая Отечественная война оставила белорусскому народу тяжелое наследие – память о страшных трагедиях людей, ставших свидетелями и жертвами чудовищных преступлений фашизма.

В целях сохранения социальной и исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности в марте 2021 г. Генеральным прокурором Республики Беларусь возбуждено и расследуется уголовное дело по факту совершения нацистскими преступниками, их пособниками, националистическими формированиями в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств геноцида белорусского народа.

Геноцид – форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем:

- убийства членов этой группы;

- причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

- принятия мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

- насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;

- предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.

Германские нацисты пришли на белорусскую землю, чтобы колонизировать захваченные территории. Гитлер открыто заявил об этом: "Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны в первую очередь вытеснить и уничтожить славянские народы - русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов..." Нацисты планировали население Белоруссии сократить, то есть уничтожить и депортировать на 75 процентов, а остальные 25 процентов - онемечить, превратить в рабов.

Еще задолго до нападения на СССР нацисты начали разрабатывать поистине людоедский документ — секретный план «Ост». Он предусматривал физическое истребление всего еврейского населения Европы, уничтожение 25—30 миллионов русских, украинцев, белорусов, а также массовые убийства поляков, чехов, словаков, болгар, венгров. Война против СССР рассматривалась нацистской верхушкой прежде всего как война против славянских народов. В разговоре с президентом сената Данцига Раушнингом Гитлер разъяснял: «Одна из основных задач германского государственного правления заключается в том, чтобы навсегда предотвратить всеми возможными средствами развитие славянских рас».

Германия планомерно, планово и с полным пониманием того, что делается, использовала все ресурсы оккупированных у нас территорий для решения собственных военных и других задач. Это не только сырье, богатства, коммуникации, но и находившиеся здесь люди. В ходе войны, опираясь на план «Ост», нацисты разрабатывали краткосрочные конкретные задачи по уничтожению населения. Материалы таких разработок обнаружены в документах рейхскомисариата «Остланд». Согласно карте - схеме, датированной 17 ноября 1942г. Белоруссию от западной ее границы до линии Гродно-Слоним, южную часть Брестской области, районы Пинска, Мозыря и остальную часть Полесья по линии Пружаны, Ганцевичи,Паричи, Речица предполагалось полностью очистить от местного населения и поселить на ней только немецких колонистов. Во всех крупных городах Белоруссии фашисты намеревались создать поселения для привилегированных слоев немецкого общества. Количество местного населения, которое можно было бы оставить в этих городах определялось точным расчетом: на каждого господина «высшей расы», два раба «низшей» расы. Так в Минске и области намечалось поселить 50 тысяч немецких колонистов и оставить 100 тысяч местного населения, в Молодечно и его окрестностях -- соответственно 7 тысяч немцев и 15 тысяч белорусов, в Барановичах 10 тысяч немцев и 20 тысяч местных жителей, в Гомеле -- 30 тысяч немцев и 50 тысяч местных жителей, в Могилеве и Бобруйске -- по 20 тысяч немцев и 50 тысяч жителей.

Такое невозможно спокойно видеть. Зверства, которые учиняли нацисты и полицаи в годы оккупации Беларуси, находятся за гранью человеческого восприятия. Генеральная Ассамблея ООН еще в 1973 году приняла резолюцию, согласно которой все военные преступники подлежат розыску, аресту, судебной ответственности и наказанию в случае признания их виновными. На военных преступников не распространяются сроки давности, им не предоставляется право убежища.

Общая цифра погибших в Белоруссии от рук оккупантов составляет свыше 2 миллионов 200 тысяч человек. 399 тысяч 374 человека были вывезены на принудительные работы в Германию, из которых вернулось на Родину только 124 тысячи 267 человек.

За годы оккупации гитлеровцы провели на территории Белоруссии 140 крупных карательных операций, в ходе которых целые районы превращались в мертвое пространство. Особенно жестокими мерами сопровождались операции карателей в Витебской, Минской и Могилевской областях.

Практическому осуществлению преступлений способствовала идеологическая обработка солдат вермахта, проводимая в ходе подготовки агрессии против СССР. В изданной для личного состава вермахта «Памятке немецкого солдата» говорилось: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навеки…».

На территории Круглянского района были проведены 3 карательные операции:

С 10 по 23 октября 1942 года на территории Круглянского, Оршанского, Толочинского и Шкловского районов была проведена карательная операция под кодовым наименованием «Карлсбад».

С особой жестокостью гитлеровцы расправились с жителями деревень Задний Бор, Волковщина, Козлы, Падар. Сожгли деревни Гоенка и Полежаевка. Расстреляли 1051 человек, в основном женщин, стариков и детей.

«Охота на зайцев» (Hasenjagd) — в Белыничском, Круглянском и Шкловском районах (14—15 октября 1943 г.)

«Охота на уток» («Entenjagd») — кодовое название карательной операции немецко-фашистских захватчиков против партизан и мирного населения в Белыничском, Круглянском и Шкловском районах 16—19 октября 1943 г.

59 - такое количество деревень Круглянского района, сожженных гитлеровцами во время Великой Отечественной войны полностью и частично с населением и без жителей: деревни - Готовщина, Зеленьково, Овсище и Санники сжигались дважды.

На месте деревень Боровуха и Зеленая Роща сегодня ничего нет - они навсегда сгинули в огне Великой Отечественной войны в июле – августе 1943 года.

Самые страшные цифры по уничтожению людей в следующих деревнях: Березка-58 чел., Гоенка-68 чел., Дорожковичи-33 чел., Козел-35 чел., Круча 191 чел., Новое-Полесье-27 чел., Стаи и Старое Полесье по 31 чел., Тетерино-188 чел., Шепелевичи-106 чел.

 

Трагическая участь постигла д.Березка. В июне 1942 года немецко-фашистские захватчики полностью уничтожили деревню вместе со всеми ее жителями.

О том преступлении свидетельствуют и документы, в которых осталась запись:

«В ночь с 19 на 20 октября 1942 года одно из подразделений N-й дивизии СС, направленное на борьбу с партизанами, ворвавшись в деревню Березка Могилевской области, в указанной деревне зверски расправлялось с местными колхозниками. Немцами было собрано 42 жителя дер.Березка, независимо от возрастного состава. Эти лица - бывшие колхозники, будучи заперты в хаты колхозника Дроздова Тихона Антоновича и Дроздовой Анастасии, впоследствии сожжены.

В пожарище, учиненном фашистами, погибли престарелые колхозники: Еркович Соломей 70 лет, Дроздова Анастасия 72-х лет, Крицкий Иосиф 65 лет, маленькие дети Дроздовой Натальи - 8-летний сын Игнат, 4-летний Володя, 6-месячный ребенок Гриша, и другие. Постройки деревни Березка в эту ночь также были уничтожены».

Правда, после Великой Отечественной войны деревню удалось восстановить. О минувшей трагедии сейчас напоминает памятник, установленный на месте расстрела мирных жителей.

Подобные памятники жертвам фашизма есть также и в д. Гоенка и д. Белавка.

Небольшие бетонные постаменты, на которых находятся стеллы, увенчанные красной звездой. На памятнике в д. Белавка высечена крупными буквами надпись: «…землякам деревень Белавка, Березка, Полежаевка, Самры Круглянского и Крупского районов, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками 20 декабря 1942 года».

А подпись на памятнике в Гоенке призывает остановиться и почтить память 68-и жителей деревни, которые были расстреляны фашистскими извергами.

Трагедия д.Гоенка просто потрясает. В октябре 1942 года 68 жителей деревни были расстреляны фашистами, сама деревня сожжена.

Целую неделю среди болот в лесу урочища Гончаровка проживало 46 человек из д.Гоенка, прятались от страха за своих детей, немцы стали проводить операцию против партизан, сжигая деревни и убивая мирное население. 20 октября где-то в 16.00 люди услышали а потом и увидели немцев. Затаились… Казалось, что опасность миновала….но заплакал маленький ребенок… в одно мгновение поляна была окружена… местный житель Тихон Досевич пытался объяснить немцам, что они мирные жители… но его не послушали... тут же расстреляли… потом второго… третьего… женские и детские крики… стоны раненых… никого не пожалели… Среди погибших – 80-летние старики, маленькие дети. Из 68 человек 25 – дети в возрасте от трех до двенадцати лет.

В 1943 году немцы проводили локальные карательные операции против партизан. Под фашистскую акцию «Охота на зайцев» попала деревня Дорожковичи и соседние деревни Круглянского района.

Из протокола допроса военнопленного 122-го охранного батальона 286-й охранной дивизии Эрнста Дершеля известно следующее: «…в августе 1943 года вместе с военнослужащими бывшей германской армии 3-й роты вышеуказанной части Пауль в составе своей роты участвовал в карательной экспедиции, проводимой против мирного населения в Круглянском районе Могилевской области, при этой операции я в составе роты через лес днем ворвались в населенный пункт Оладенка Круглянского района, в которой запалили десять домов, принадлежащих мирным советским гражданам и под силой оружия забрали несколько лошадей с подводами.

Мы двинулись в деревню Дорожковичи, ворвавшись в данную деревню, я совместно с солдатами нашей роты начали грабить население, т.е. забирали весь домашний скот, после грабежа приступили к поджогу домов. Я и другие солдаты дома запаливали соломой и выстрелами из винтовок зажигательными пулями. Таким образом, в дер. Дорожковичи мы спалили около ста дворов, при этом имели место избиения населения, но ввиду давности я не помню, кто избивал население, а также не помню, сколько поджег я домов, так как на меня еще возлагалась обязанность с ручным пулеметом во время операции охранять роту от нападения партизан и сопротивления населения. Но партизан не было, а также население сопротивления нам не оказывало…»

По данным архива, в д.Дорожковичи тогда погибли 33 человека, но свидетели считают, жертв было значительно больше.

Местный житель Б.Д.Еркович вспоминает: « В начале сентября или в конце августа 1943 года в нашу д.Дорожковичи прибыл вооруженный отряд немецкой карательной экспедиции примерно около двухсот человек, который как только ворвался в деревню, начал все грабить, при этом одновременно в деревне открыл ружейно-пулеметную стрельбу. Все население деревни, спасая свою жизнь, разбежалось, кто в лес, а иной в огород укрылось, по убегающим гражданам немцы вели стрельбу.

Я лично со своей семьей по огороду побежал в лес, то немцы стали в меня стрелять, отчего я вынужден был укрыться в борозде огорода, откуда я наблюдал, как немцы грабили и одновременно распаленной соломой поджигали постройки, а также по соломенным крышам стреляли зажигательными пулями, от которых быстро воспламенялась крыша огнем и сгорала вся постройка. Таким образом, примерно с двух часов дня и до пяти часов сгорела вся наша деревня, около девяноста дворов, а колхозный скотный двор немцы подпалили выстрелами из миномета.

Жители престарелого возраста не в состоянии были убежать куда-либо укрыться, поэтому эти лица оставались в деревне, которых немцы сильно избили. Так немцами избиты были сильно Маковецкая Парасковья Васильевна, Польская Настасия. Весь имевшийся скот в деревне немцы разграбили, лошадей запрягли в повозки, нагрузили их награбленным имуществом …в этот же день помимо нашей деревни и спалены соседние наши деревни, как-то Готовщина, Оладенка, Зеленьково…»

В д.Зеленьково немцы взорвали 20 землянок, где ютилось местное население, и расстреляли 11 человек женщин, детей и стариков. Мало кто знает, что на символическом дереве из названий сожженных деревень в Хатыни, кроме Гоенки и Березки, значатся также и другие пострадавшие населенные пункты Круглянщины: Старое Полесье, Угляны, Шепелевичи, Стаи, Тетерино, Круча…

В Беларуси действовали более 260 лагерей смерти, их филиалов и отделений. Среди них лагерь смерти в Тростенце, где были уничтожены 206,5 тысяч человек. По числу убитых это четвертый лагерь после Освенцима, Майданека и Треблинки. Можно вспомнить и лагерь в Озаричах. Он просуществовал всего десять дней. Но за это время погибло более 10 тысяч человек.

На совести нацистов убийство евреев и уничтожение гетто, например, Минского.

 Беларуси в Германию было угнано 399 474 человека, из которых десятки тысяч погибли, не выдержав жестоких условий эксплуатации. Не менее 1,4 миллиона человек были уничтожены в местах принудительного содержания гражданского населения. За годы войны республика потеряла около 2,2 миллиона человек, или каждого третьего своего жителя.

В последнее время все чаще предпринимаются попытки переписать историю Великой Отечественной войны, оправдать нацистскую идеологию, реабилитировать предателей, а колоссальные жертвы белорусского народа обойти молчанием. Искажение исторической правды – это опасный прецедент и изменение правовых подходов к оценке Второй мировой войны.

Да. Не каждая война является геноцидом. Но действия нацистов во время Второй мировой войны подпадают под эту категорию.

По делу о геноциде уже допрошены более 4 тысяч свидетелей. Установлены фамилии свыше 400 карателей, которые проживают в 13 странах.

Обнаружено более ста новых мест массовых захоронений мирных жителей, уничтоженных оккупантами. Там покоятся тысячи, а где-то 15-20 тысяч белорусских граждан.