ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ «ПИСЬМА НА РОДИНУ, КАК УРОК ИСТОРИИ»
В фонде ГУ «Круглянского историко- краеведческого музея» хранятся письма мирных жителей, которые были угнаны в Германию во время оккупации на принудительные работы.
Они имели право отправлять письма на родину, но писать их можно было только на открытках. Все послания проверяла цензура, и в них нельзя было написать ничего плохого о жизни в Германии, поэтому приходилось прибегать к иносказательной форме.
Вашему вниманию представляем письмо Мироновой Екатерине Ефимовне от брата Михаила. 14 мая 1944 года.
Текст соответствует оригиналу письма.
«Письмо 14.05.1944г. от брата Миши.
Здравствуй дорогая сестричка Катюша. Во-первых, сообщаю табе, что я в настоящее время нахажуся жив, здоров чего и тебе желаю самого найлучшего в твоей жизни и работе. Во-вторых дарагая сестрица Катюша сообщаю я тебе что я твае письмо писаная 8.05.44г. получил у суботу у обед 13.05.44г. за которое много и много раз блогодору. Дорогая сестрица меня забрали 14.04.44г. апреля я ішов на работу ў Цяцерын. Паліцыя і немцы прыехали утром у дзеревню ў адзін канец і другі. Я ішов і Камлев К.П. і Цыбульскі Ал.А.. И ўкожнага паліцэйскага быў спісак па 5 человек их небыло у спіску іх пусцілі на работу, а я быў мне сказали идзі сабірай торбу. Я вярнувся дамой. А папашу ужо водзіць паліцыя и гаворыць падавай сына. Як я прышов тогда папу пусцілі. Мама начала плакаць пакіньця хоць гэтага дзяценка у мяне ўжо і так 3-е там. Немец сказаў прынясі аткрыткі і сынв свайго прывядзі тогда пусцім мы так і здзелалі, а тогда полядзев і сказав ідзі сабірай торбу ну мама і пашла. Так, што дарагая сестрыца Катюша мяне забрали из дому. Нас сабіралі у Навумікі Пеця цяпер помошнік старосты К.В.. А потым у клуб нас забралі 32 человека із беженцамі, а местных 21 человек. И мы усе умесці работаем у слесарнай толькі ні у вадным памященіі, а ў адным заводзі работаем 8м. часов работа не цяжолая толькі на нагах. Рааботу работаем вытачаем угольнікі і другія часці. Общым работа не цяжолая. Кормят нас пока нічего ўтром і вечером дают хлеба по 200 гр. и повидла намазана и кофий. А ў абед суп ничего общем не плохой. А ў воскресення дают утром масла, хлеба і 1 яйцо і у обед суп. Вечером кофій.
Дарагая сястрыца Катюша ты уменя спрашівала сколько ребят у нашай комнате. Мы находзімся у 3-х ітажным доме у нашай комнате 24 челв. Спім накороватех мягких зверху і нізу. Дарагая сястрыца Катюша у суботу работаем до обеда, а собеда идзем у квартиру у воскрысення тожа неработаем. Нам далі по кусочку мыла. Дают по 16 злотав у нядзелю. Можно хлеба купіць за 10-12 злотав буханка. Так што дарагая сястрыца не беспокойся. А я Оли выслов письмо на старае места ни знав что ана у Германии ужо работает. Мяне забрали у пятницу прыгнали у Круглу переначавали и отправили Талочын. Мама прыходжала у Круглу ко мне. Ну ужо незнаю ци дайшла ана ци не за грудзі узілася и ужо не было ни слез ни чога толькі помінаець дзеткі мае дарагія ис кім мы мяне пакідаеця. Но неважна Катюша я ей прыказав чтоб не плакала. Мама іс папом слабыя асобенна мама.
Светланка перехворела кор’ю. Як я отежджал ужо трохи полепшала. Папа ей пошил польцишка. Она ужо большая. Мы выткалі селета что папа из мамой напрали леташнию зиму 12 руб.красен. Расшылі трохі атреще асталося.
Так дарагая сястрыца Катюша ты у мяне спрашала какие у нас новасти. У нас асобенных новосцей нет. Коров, коней нет курица одна осталась . Еще спрасила у своим письме ци есь хлеб. Хлеба у нас много каб тольки паели дык хваціць на 2 года, жыта засеелі многа. Летась мы обмалацілі 107 коп дабра 30 коп овса жыта пшн. Ячменя уже позабыл тока знаю что усяго была 107 коп. Я брал себе із хорчей у дорогу куріцу забілі 7яіц толокна хлеба сухарей. 52 маркі папа дал. Мы зацебя получаем у месяц 200 руб. И садежи дарагая сестрица Катя ты у мяне спрашала что брал. Я брал 2 пары нежнего белля трое штанов верних три рубашки верхних и на ноги обув боты не мудращие боцинки и лапци Серожеву поддзевку шапку летнию и зимнию. На вяличка Катюша я небыл дома проводзіл его у Талочини нядзелю у саломи еще было одно ейцо з’ел курацины рыбы з’ел. Был заставил акуневки і узялось мне дзве калекі былі 2 фунта.
А дома было што есці но нізнаю ці елі они ци не. Они низнали что я у Толочине был нядзелю так ба они прышлі б комне но неважно. Дарагая сестрица Кацюша у нас усеваць есць чем только низнаю кем будут усевать если будут стоят немцы у Цяцерыни то там кони есь гаварыли будут давать но ни знаю. Дарагая сястрица не плач если судьба наша вернуцца то когда-либа вернимся. Дарагая сястрица ты говорила вышлю мне грошы хоць у письме то не нада у мяне деньги еще есь сухари, толокно есь, хлеб купляю. А то еще нас отправят то деньгі пропадут. Так што не шлі а еслі можно тебе достаць то купляй. Дарагая сестрица я сення дзежурный по комнате то тороплюсь писаць письмо. А Сашина мать нискока ни сидела нігде яе отпусцілі она сказала что дочка у проганих больная то там дочка у нее а Міша скрось у Тані так оні осталісь. Смотри дорогая сестрица Каця не плач. Передаю прывет из воздушным поцелуем сестрицу Кацюшу брат М.»